МОУ "СОШ с. Марьино-Лашмино"
село Марьино-Лашмино, Новобурасский район, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Формирование функциональной грамотности обучающихся как условие повышения качества общего образования

    Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

    Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

    Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

    Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

    Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

    Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

    Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

             Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
    молодежи в их «взрослой» жизни.

      Составляющие функциональной грамотности:

    • Читательская грамотность 
    • Естественно-научная грамотность 
    • Математическая грамотность 
    • Финансовая грамотность 
    • Креативное мышление.
    • Глобальные компетенции. 

    Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

    Соответственно вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечению работы по повышению функциональной грамотности

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Новобурасского района Саратовской области на 2022/2023 учебный год

    Методические рекомендации по функциональной грамотности

    Электронные ссылки на методические материалы по функциональной грамотности

    Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

    Новая образовательная реальность: функциональная грамотность на уроках и во внеурочной деятельности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Он-лайн уроки по финансовой грамотности

    Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности_ФИПИ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie